При реставрации любой мебели используются следующие основные приемы:
- восстановление соединений составных частей поврежденной мебели;
- устранение трещин и отверстий;
- реставрация поврежденной отделки;
- обновление обивки.
Независимо от целей и применяемых способов реставрацию мебели обычно начинают с соединений и каркаса; в большинстве случаев такой ремонт предполагает повторное склеивание или замену частей соединения. Чтобы сделать основное соединение, применяемое в производстве мебели ("гнездо-шип"), достаточно пилы, стамески и деревянного молотка, хотя в настоящее время части мебели вырезаются с помощью электроинструментов. Усложненный вариант соединения из гнезд и шипов – соединение "ласточкин хвост", которое является своеобразным знаком качества продукции. Выступающие шипы плотно входят в гнезда, имеющие форму хвоста ласточки, и усиливают прочность соединения; разъединить такие соединения можно только в одном направлении. Соединения "ласточкин хвост" применяются в выдвижных ящиках и шкафах и являются одним из способов сочленения двух деревянных панелей, сходящихся под прямым углом. Чтобы соединение было более прочным, при изготовлении мебели и ее реставрации применяется клей. Реставрация мебели.
Реставрация антикварной мебели.
Антикварная мебель – мебель, которая была изготовлена более ста лет назад. И которая является уже не просто предметом интерьера, а памятником далекой эпохи, хранящим следы истории и культуры тех давних времен. Изучая такой предмет, можно узнать о вкусах и обычаях людей, о методах изготовления и используемых материалах, о времени создания этого предмета искусства и стране, в которой он создавался. Несомненно, давний срок создания накладывает свой отпечаток на мебель и предметы интерьера. Вещи, которые сейчас попадают в руки мастеров – реставраторов, очень часто хранились в ненадлежащих условиях, и состояние их поистине плачевно. Ремонт реставрация мебели – это способ восстановить богатство и красоту антиквариата и сохранить для будущих поколений. В наше время возрождается интерес к предметам старины. Все больше антикварной мебели требует реставрации. Поскольку это уже не просто мебель, а произведение искусства, к антиквариату требуется определенный подход. Здесь ремонт реставрация мебели заключается не столько в том, чтобы придать мебели «товарный вид». При работе с антикварной мебелью реставратор должен, прежде всего, максимально сохранить памятник старины, не навредить современными материалами и методами реставрации. Поэтому такая работа выполняется только профессиональными мастерами – реставраторами. И старая мебель в их руках обретает новую жизнь, сохраняя особенности стиля и очарование старины. Реставрация венского стула с плетеным сиденьем. Принципы реставрации, о которых пойдет речь, применимы не только к мебели. Они лежат в основе реставрации любых предметов антиквариата. До начала реставрации специалисты проводят исследование предмета антиквариата, выясняют степень его сохранности и принадлежность к определенной художественной школе, стране; устанавливают время создания и первоначальный вид. Затем определяют объем и методы реставрационных работ. Важно понимать, что главная цель при реставрации антиквариата – это сохранение его подлинности. Чаще всего в руки реставраторов попадает сильно поврежденная мебель, в большинстве случаев уже пострадавшая от предшествующего ремонта или реставрации. И как бы ни хотелось порой ее владельцу, чтобы мебель выглядела «как новая», необходимо, прежде всего, стремиться к сохранению подлинности ее облика. Чем же руководствуется реставратор, воссоздавая старинные кресла, столы, шкафы, комоды и другую антикварную мебель? Прежде всего, он стремится сохранить максимальное количество подлинных элементов. Он бережно использует те части мебели, которые еще могут послужить, будь то древесина, облицовка или даже обивка.
Главный принцип реставратора – вводить как можно меньше новых деталей и элементов. Так массив древесины и шпон стараются не заменять, если они не слишком повреждены. Боковые элементы обычно наращивают, а не делают новые – пусть это даже будет заметно. А вот новым можно сделать каркас, так как он не виден. Если же от каркаса остаются куски старой древесины, то опытный реставратор использует их для ремонта тех частей мебели, которые находятся на виду. Другой важный принцип реставрации – обратимость. Реставратор обязан избегать таких действий, которые могут повлечь за собой необратимые последствия. Он должен оставить возможность возвращения к тому облику предмета антиквариата, который был до реставрации, – на тот случай, если в будущем другие реставраторы будут проводить новую реставрацию этого предмета.
Реставратор не должен допускать употребления новых, но непроверенных материалов и технологий. К примеру, синтетики, необратимых пропиток и клеев, которые могут нанести непоправимый вред изделию. Не рекомендуется без особой необходимости разбирать изделие для ремонта его частей, особенно это касается облицованной мебели. Бывает так, что ремонтируя резную мебель с позолотой, сразу полностью удаляют старый левкас и позолоту, не учитывая степень сохранности антикварной мебели. К примеру, известно, что грунт резьбы XVIII века, как правило, либо чеканен, либо гравирован, либо проработан резцом. В этом случае, убирая позолоту, мы исказим предмет антиквариата и нарушим главный принцип реставрации – принцип подлинности.
Профессиональный реставратор всегда уважает естественное старение антиквариата. О подлинности антикварной вещи говорят состояние древесины, позолоты, металлических деталей, а также налет времени – патина. Патина придает более темный тон древесине, деталям из бронзы и латуни. На позолоте же время оставляет царапины и потертости.
При реставрации антиквариата нередко возникает ситуация, при которой некоторые детали мебели просто отсутствуют. Восполнять утраченные элементы реставратор имеет право только при наличии достоверной информации. Иногда в качестве модели берут идентичные и симметричные элементы, дублируя их. Возможно, отсутствующая деталь сохранилась на другом изделии из того же гарнитура, в таком случае копируют ее. Материалы применяют строго те же, что и в оригинале. Когда информации нет, но воссоздать элемент необходимо, используют другие изделия, аналогичные по стилю и времени изготовления, а также чертежи, фото и иллюстрации аналогичных изделий соответствующей эпохи.
Владельцу следует сохранять всю информацию о реставрированном антиквариате (этикетки, информацию об изготовителе, авторе, времени создания и т.п.), а также фиксировать все действия, выполненные реставратором, с подробным описанием примененных методик и материалов. Иногда реставраторы стремятся сделать следы реставрации незаметными, скрыть их. Даже пытаются замаскировать места, подвергшиеся изменениям: наносят дополнительные трещинки, загрязнения или потертости. Этого делать не следует. Конечно, реставрированные детали и участки должны как бы сливаться с остальными частями предмета антиквариата, но в то же время – быть заметными для специалистов. Иногда реставрацию путают с ремонтом, цель которого состоит в том, чтобы восстановить бытовую функциональность мебели. Подобный подход к реставрации существовал в XIX веке, когда реставраторы переделывали на свой лад и значительно искажали мебель средних веков и Ренессанса. Позже этот подход был признан ошибочным. Реставратор не должен ставить себе первоочередной целью восстановление функциональности, особенно это касается предметов антиквариата, представляющих большую художественную и историческую ценность.
|